• 31.10.2014

    Клуб «ТехУспех» рассказывает о новых возможностях для привлечения финансирования в инновационный бизнес

29 октября 2014 года на площадке Московской биржи прошел семинар «Возможности сектора РИИ» для компаний клуба «ТехУспех», созданного РВК в партнерстве с АИРР и PwC. Участники мероприятия узнали об инструментах для привлечения финансирования, которые предоставляет фондовый рынок, о преимуществах биржевого сектора РИИ и IPOboard, а также о новых возможностях, которые публичные размещения открывают перед быстрорастущими высокотехнологичными компаниями.

На российском фондовом рынке сегодня существуют площадки, созданные специально для растущих компаний. Например, Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) Московской биржи – биржевой сектор для высокотехнологичных компаний, созданный в 2009 году при поддержке РОСНАНО. На площадке сейчас котируется более 40 ценных бумаг (обычных и привилегированных акций, облигаций, инвестиционных паев), общая капитализация сектора составляет 130 млрд рублей, совокупный объем торгов – 300 млрд рублей (за 10 месяцев 2014 года). «РИИ – это сектор, через который малые компании могут выйти на фондовый рынок. Мы создали для них специальную инфраструктуру, где они чувствуют себя комфортно», – отмечает Геннадий Марголит, исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи.

В ситуации нестабильной экономики выход на рынок через РИИ может стать реальным шансом для высокотехнологичных компаний. Во-первых, в условиях, когда рынок сужен и интересных торговых идей не хватает, появляются инвесторы, готовые рисковать ради получения высокой доходности. Во-вторых, котировка на РИИ станет дополнительным плюсом для компании при дальнейших размещениях и заимствованиях, в том числе и на западных рынках.

По словам Дениса Пряничникова, начальника управления РИИ Московской биржи, шансы провести успешное IPO есть практически у любой компании, имеющей высокие темпы роста, хорошую корпоративную структуру и прозрачную отчетность. При этом капитализация и выручка могут быть невысоки – от 300 млн рублей и 150 млн рублей соответственно. «Будущее российского фондового рынка за быстрорастущими компаниями, потому что именно к ним проявляют большой интерес инвесторы, – считает Денис Пряничников. – Выход на биржу позволяет эмитентам не только привлечь инвестиции для развития своего бизнеса, но и получить реальную рыночную оценку, улучшить прозрачность и увеличить стоимость компании, получить торгующиеся акции, которые можно использовать в сделках M&A и для снижения ставок по кредитам».

Московская биржа помогает новым эмитентам подготовить все необходимое для проведения IPO, а также наладить связи с потенциальными инвесторами, рассылает по своим базам информацию о компаниях. Кроме того, небольшие компании могут рассчитывать и на господдержку: так, по программе Минэкономразвития России сейчас можно компенсировать до 50 % затрат на IPO.

Об успешном опыте размещения быстрорастущей компании рассказал Артур Исаев, генеральный директор и основатель ОАО «ИСКЧ», входящей в рейтинг и клуб «ТехУспех». IPO компании, ставшее первым в секторе РИА, прошло в декабре 2009 года. Компания разместила 20 % своих акций на сумму 142,5 млн рублей. На сегодняшний день выручка ИСКЧ выросла почти втрое, капитализация – вдвое, компания показывает уверенный рост на уровне 30-35% в год.

«Инвесторам было очень трудно оценить нас, поскольку бенчмарков для биотехнологий в России не было. Мы были неинтересны крупным инвестиционным фондам. От private placement пришлось отказаться и полностью переориентироваться на частных инвесторов. Но несмотря на все трудности размещение прошло успешно, – рассказывает Артур Исаев. – Привлеченные средства позволили нам довести до рынка два из трех препаратов, которые на тот момент были в разработке. Но помимо денег IPO дало и другие невероятные возможности. Во-первых, у нас появилось огромное количество контактов и, как результат, – партнеров, которые нас увидели и оценили. Следующий проект на $30 млн мы запустили уже с РОСНАНО. Во-вторых, у менеджеров появился такой колоссальный драйв, что мы сразу же задумались об увеличении количества проектов».

Артур Исаев отмечает, что в публичности компании есть и свои минусы. Самый большой из них – недооценка компании из-за слабости рынка: так, для ИСКЧ капитализация по реальному объему бизнеса и по стоимости торгуемых акций различается в 3-4 раза. Однако делать делистинг компания не планирует. «Мы не собираемся сворачивать бизнес через год. Рынок изменится, низовой тренд закончится, а если уйти с биржи сейчас, то второй раз выходить будет гораздо сложнее», – объясняет он.

По мнению Игоря Белясова, руководителя управления корпоративных финансов ИК «ФИНАМ» (участвовала в размещении ИСКЧ), для успешного размещения быстрорастущим компаниям необходимо составить максимально объективные финансовые модели своего бизнеса и достучаться до розничных инвесторов, задействовав максимальный охват медийных ресурсов. «Работать с инвесторами нужно будет не только на подготовительном этапе, но и после проведения IPO, – предупреждает Игорь Белясов. – Если не запускать программы повышения ликвидности, то брошенные бумаги топчутся на месте или начинают падать».

Участники семинара пришли к выводу, что при желании маленькие компании смогут найти на фондовом рынке подходящие им инструменты для привлечения инвестиций. Недокапитализированным бизнесам на самых ранних стадиях развития поможет еще один проект Московской биржи – IPOboard. Это электронно-информационная торговая система для привлечения капитала перспективными непубличными компаниями. Участие в торгах для эмитентов бесплатно. «Количество сделок, особенно с частными инвесторами, на нашей площадке постепенно растет. В среднем эмитент может привлечь на IPOboard порядка $1 млн. При этом мы берем даже компании на посевной стадии, если их бизнес-планы соответствуют реальности, готовы помогать в подготовке финансовых моделей. Главный критерий для успешной сделки – это адекватная оценка эмитентом своего бизнеса, других преград не существует», – говорит Дмитрий Булавин, генеральный директор IPOboard.