• 08.09.2014

    В рамках клуба «ТехУспех» состоялся семинар «Инструменты поддержки экспорта высокотехнологичных компаний»

3 сентября 2014 года в офисе РВК состоялся информационно-практический семинар «Инструменты поддержки экспорта высокотехнологичных компаний». Это второе мероприятие для среднего инновационного бизнеса, организованное Клубом компаний рейтинга «ТехУспех», созданного в партнёрстве РВК, АИРР, PwC.

Цель мероприятия – донести до высокотехнологичных компаний актуальную информацию об инструментах и возможностях, которые предоставляет государство в рамках поддержки несырьевого экспорта, а также предложить партнерские ресурсы Клуба для реализации экспортных программ конкретных компаний.

Среди компаний Клуба «ТехУспех» в семинаре приняли участие представители ГК «АйТи», ООО «Т8», ЗАО НПО «Унихимтек», ОАО «ИСКЧ» (Институт стволовых клеток человека), ООО «Би Питрон», а также эксперты компаний-партнеров проекта, государственных учреждений, оказывающих поддержку инновационным бизнесам.

Открыла мероприятие Светлана Инфимовская, Заместитель исполнительного директора Ассоциации инновационных регионов России: «В начале проект «ТехУспех» казался нам своеобразным вызовом, мы даже не ожидали, что сможем привлечь столько компаний среднего высокотехнологичного бизнеса. На протяжении всего существования рейтинга, мы активно общаемся с компаниями, пытаемся понять, каким образом государство, регуляторы и крупный бизнес могут помочь нашим компаниям. Мне кажется, что мы с партнерами своевременно пришли к выводу о создании Клуба для обсуждения практических вопросов, интересных компаниям. Нам важно понять актуальность вопроса экспорта для наших техуспеховских компаний».

Заместитель директора Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ Константин Евстюхин рассказал о существующих финансовых и нефинансовых способах поддержки экспорта. «Основные инструменты поддержки экспорта можно условно разделить на 2 типа: финансовые и нефинансовые, – отметил он. В рамках финансовой поддержки основным из игроков является Минпромторг России, который представляет финансовые источники: субсидирование кредитов, предоставление субсидий банку на предоставление кредитов зарубежным покупателям наших товаров, финансирование мероприятий для продвижения российских компаний (около 10-20 в год). Другой инструмент, относящийся к системообразующим проектам, – это система предоставления государственных кредитов на уровне правительств».

Нефинансовые инструменты поддержки экспорта представлены системой торговых представительств за рубежом, которая, по словам Константина, постоянно реформируется и улучшается. Фактически действующих торгпредств сегодня – 52 из 54 учрежденных. В рамках проходящей реформы ставится цель сделать торгпредства не формально бюрократическими учреждениями, а реально действующей опорой российскому бизнесу за рубежом.

Максим Романов, Начальник отдела инфраструктуры инноваций Министерства экономического развития РФ также отметил, что инновационным компаниям было бы полезно обратить внимание на новый инструмент, предлагаемый Минпромторгом России – Центр поддержки внешнеэкономической деятельности. Среди ключевых функций Центра – поддержка российского экспорта и защита внутреннего рынка.

Старший менеджер по работе с клиентами Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ОАО «ЭКСАР» Павел Рыжковский рассказал слушателям об основных механизмах финансово-страховой поддержки экспорта, реализуемых агентством. «Мы являемся «новым окном», созданным государством в 2011 году, которое позволяет реализовывать современные схемы финансирования, применяемые в мире повсеместно. Компания «ЭКСАР» – это государственное агентство с гарантиями 10 млрд. долларов до 2032 года. За первые полгода работы мы поддержали бизнесов на 80 млрд. рублей. Банки предоставляют кредиты, застрахованные нами, под более выгодные проценты. Само собой, ставка страхования зависит от страны», – поясняет он. Также Павел рассказал об основных продуктах ЭКСАРа, предназначенные для банков, экспортёров и для малого и среднего бизнеса.

Представители практики по оказанию услуг частным компаниям PwC в России Евгения Романова и Ольга Потемкина рассказали участникам семинара о налоговых аспектах функционирования торговых представительств в зарубежных странах и ответили на прикладные вопросы, связанные с открытием офисов за границей. «Мы рекомендуем заранее структурировать присутствие торговых представительств за рубежом и продумывать соответствующие налоговые и юридические последствия, как в России, так и за границей», – пояснили представители PwC.

Компании «ТехУспеха» поделились своими насущными проблемами при поставке за рубеж инновационной продукции, в том числе об особенностях экспорта комплектующих.

Заместитель Генерального директора, коммерческий директор компании ООО «Т8», входящей в клуб «ТехУспех», Елена Дубинская обозначила реальные проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес, и пути их решения. «Мы занимаемся производством оборудования, и вынуждены приобретать некоторые комплектующие из-за границы. Проблема в том, что ввоз готового оборудования из-за границы не облагается налогом, а ввоз комплектующих – облагается. Тем самым мы заведомо проигрываем всем иностранным компаниям, продающим готовое оборудование. Также мы сталкиваемся с утроением НДС и таможенных пошлин при отправке оборудования за рубеж на ремонт и обратном ввозе и с рядом других проблем, на которые мы хотим обратить внимание. Это компенсации затрат на НИОКР, предоставление льготного кредитования и государственная поддержка участия в международных мегапроетках и инфраструктурных проектах».

Представитель ещё одной компании – участника клуба «ТехУспех», заместитель генерального директора ЗАО НПО «Унихимтек» Артем Малахо также отметил ряд процедур, которые значительно упростили бы работу инновационных компаний: «Если мы хотим отправить комплектующие нашим партнерам за рубеж, мы оформляем много документов: сертификаты, декларации и прочее. Все это стоит больших денег, требует много времени. Чтобы нашим партнерам отправить что-то в Россию, им нужно всего несколько часов и 200 долларов. Возможно, стоит рассмотреть возможность оформления вывозных документов не на контракты, а, например, на типы продукции или партии, упростить оформление документов. Это существенно упростит нашу работу, особенно если номенклатура предприятия достаточно широка».

Директор департамента международных проектов РВК Олег Плаксин рассказал о деятельности РВК по поддержке экспорта: «Со своей стороны РВК проводит работу, аналогичную работе Минэкономразвития. Мы формируем собственную сеть представителей в отдельных странах, обладающих наиболее развитыми инновационными экосистемами. Я считаю, что это перспективная работа, которая будет иметь свой положительный результат. Сейчас у нас есть дочерняя компания в США, представительства в Израиле и Сингапуре. Мы свою систему представителей выстраиваем особым образом: наши представители – это очень квалифицированные инженеры, располагающие опытом серийного предпринимательства, хорошо знающие рынки венчурного капитала, имеющие опыт работы в крупных международных корпорациях и понимающие, как они устроены. Они способны помочь российским инновационным компаниям встраиваться в международные цепочки добавленной стоимости, найти наиболее подходящих и перспективных международных партнеров, готовые дать квалифицированную консультацию по сложным современным технологическим решениям».

Подобные встречи позволяют компаниям получать необходимую информацию из первых уст, а также налаживать контакты как с органами государственной власти, так и с другими представителями высокотехнологичного среднего бизнеса для решения общих задач и выдвижения совместных инициатив.

В ближайших планах Клуба «ТехУспех» проведение практически ориентированных мероприятий по импортозамещению, корпоративным венчурным инвестициям и другим актуальным для компаний тематикам.

За дополнительной информацией обращаться:
Наталья Абустина, e-mail: abustina@insiders.ru, телефон +7 (916) 373-9733